Начинать знакомство с Ейском нужно с центра города, он так похож
на музей под открытым небом.
Здесь сохранились купеческие дома XIX века, полюбуйтесь ими.
Главное место в Ейске — красавец Гостиный Двор — детище
таганрогского купца Мордехая Гуриария. Как и 150 лет назад,
множество магазинов и лавок объединены под одной крышей, а в
центре располагается базарная площадь. Это малая копия
петербургского Гостиного Двора, — подобного этому строению на
юге России сооружено не было. Настоящие шедевры ейской
архитектуры — великолепные по красоте особняки: городской
общественный банк, ныне в нем располагается районная
администрация и дом Муковнина-Малины, в котором проходили
городские балы, а в конце века находилось общественное собрание
и купеческий клуб; сегодня это памятник федерального значения.
Вызывает восхищение и монументальное здание Главпочтамта. Оно
было построено одним из богатейших купцов Ейска Иваном Струцким,
в нём на первом этаже размещалось отделение компании «Зингер» и
Кубанский кооперативный банк — на втором. А как красивы здания,
принадлежавшие купцам Александрову, Кипору, Пишкову, Чорчопову.
Когда-то в них располагались магазины, аптеки, парикмахерские.
Какие здесь были витрины! Чучела пушных зверей, огромнейший
ботинок, украшенный золотыми гербами и медалями, большие часы с
непременной надписью «Верное время», огромные кубы масла, груды
сосисок и колбасок, осетры, сёмга, икра в бочках. Чаще всего это
были муляжи, но некоторые магазины выставляли и подлинный товар.
И чем больше его было в витринах, тем богаче считался магазин.
Продолжить путешествие в прошлое вы сможете и, побродив по
булыжной мостовой, причём подлинной. Представьте, как сто с
лишним лет назад по ней проносились линейки, коляски, фаэтоны,
иногда и кареты. Звонко стучали подковы лихого верхового. С
ужасным шумом проезжали дроги и возы. Долгое время мостовые были
проблемой и слабым местом благоустройства города. Весною и
осенью стояла непроходимая грязь и лужи, летом клубы пыли.
Случалось, что экипаж, рискнувший проехать по улице, завязал в
грязи так, что никакими усилиями — ни лошадьми, ни волами — не
могли его вытащить и оставляли зимовать на том же месте! Иногда
чтобы закрыть ставни на окнах большого дома, высылали человека
верхом на лошади. Отмена балов после дождя из-за непроходимой
грязи была делом обыкновенным. Для пешеходов строили дощатые
тротуары, в первую очередь вокруг Гостиного двора. Деревянные
тротуары не спасали положения, были проложены не по всему городу,
не всегда удобны для хождения, да и о безопасности пешеходам
приходилось задуматься, прежде чем ступить на такую дорожку.
Дворы и пешеходные дорожки засыпались доступным материалом —
ракушкой. Но такое покрытие дорог быстро разрушалось телегами и
возами. Выход был найден в 1890 году. Все иностранные суда,
приходившие в Ейск за зерном, привозили балластный камень.
Городские власти обязали сгружать его в порту. Им и замостили
часть улиц.
Информация с сайта:hthttp://www.yeisk.info/sights-of-town.htmltp://www.yeisk.info/sights-of-town.html
|